30 октября 2019
Резолюция экспертной сессии «Связанность»
МОДЕРАТОР СЕССИИ

Яна Голубева
Руководитель архитектурно-градостроительного бюро MLA+ (Санкт-Петербург)

УЧАСТНИКИ

Амосова Елена
Архитектор-градостроитель АО «Институт «Стройпроект»

Бадмаева Гиляна
Ландшафтный архитектор архитектурного бюро «О-круг»

Витвицкий Ингмар
Основатель и руководитель архитектурно-строительного бюро Ingmar Architects

Каддинс Стив
Координатор движения «Красивый Петербург», эксперт Института дизайна и урбанистики НИУ ИТМО

Катханова Анна
Начальник сектора конкурсно-выставочной деятельности Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Правительства Санкт-Петербурга

Керимова Надежда
Доцент кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ, специалист по городскому озеленению

Козлов Кирилл
Главный архитектор ООО «Архитектурная группа «АРКА»

Кузнечикова Екатерина
Архитектор проекта Waterfront

Лурье Арина
Ландшафтный архитектор бюро «О-круг»

Миницкий Денис
Транспортный инженер

Миронова Елена
Архитектор ООО «Институт территориального развития» («ИТР»)

Резников Илья
Эксперт по транспорту ООО «ИТП «Урбаника»

Тиника Мария
Основатель и руководитель проекта «Деревья Петербурга»

Тихонова Надежда
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Уткина Анна
Архитектор, специалист по благоустройству

Филимонов Илья
Архитектор ООО «Интерколумниум»

Чернова Елена
Руководитель лаборатории социологии градостроительства РосНИПИ урбанистики

Шабурова Екатерина
Генеральный директор ООО «Версалия»

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

1. При проектировании парка рассмотреть возможность тестирования современных подходов к организации мобильности.
Одним из путей предупреждения осложнения транспортной обстановки в районе, которое может возникнуть в результате появления парка — крупной и популярной точки притяжения, является развитие новой мобильности. Парк может стать стимулом апробации и развития аспектов, связанных с новой мобильностью,
для Санкт-Петербурга в целом. Учесть развитие средств микромобильности, спланировать территорию как демонстрационный проект по гуманизации среды.
Оценить возможность реорганизации существующей транспортной инфраструктуры, в том числе и за счет сужения полос для движения автомобилей.

2. Связать парк комфортными пешеходными коммуникациями. Рассмотреть пешеходный каркас в контексте прогулочных маршрутов по центру города.
Проработать пешеходные связи парка с другими общественными пространствами города. Рассмотреть формирование комплексного «культурного ландшафта», объединяющего удобными связями ключевые объекты притяжения и показа в городе. Предложить конкретные изменения / инфраструктурные решения для улучшения пешеходной связанности на территориях, прилегающих к парку. Включить такие территории, как площадь Лихачева, Мытнинская набережная, пространство проспекта Добролюбова, а также его перекресток с Большим проспектом П. С., дамбу Тучкова моста непосредственно в границы проектирования. Предусмотреть пешеходную доступность площади Лихачева.

3. Оценить положение парка в культурном ландшафте и предложить соответствующие связи для развития всей системы.
Необходима проработка темы городских ансамблей: стоит рассматривать парк в цепочке «открыточных видов» Санкт-Петербурга. Учитывая ограниченные размеры парка, необходимо рассматривать его как элемент в цепочке других «классных мест». Из парка должна быть возможность уйти/уехать/уплыть — в другие места.

4. Необходимо комплексно проработать зеленые связи центральной части города.
В рамках проекта рекомендуется разработать детальное предложение по связи с Петровским островом, предусмотреть связанность с Князь-Владимирским
и Успенским скверами, Александровским и Петровским парками и другими прилегающими ландшафтами. При проектировании зеленого каркаса рассматривать комплексное озеленение, организованное преимущественно за счет деревьев.

5. Рассмотреть в качестве связующего элемента всего парка
и прилегающих улиц, площадей и набережных аллеи деревьев вместе с кустарником и нижним ярусом растительности (бульвар). Связать бульваром по набережной два моста — Тучков и Биржевой, а также предусмотреть непрерывное пешеходное движение со всех сторон парка при помощи бульваров. Заложить в концепцию возможность соединения бульварами с соседними на- бережными — Петровской, Кронверкской, Ждановской, а также с соседними улицами и проспектами — Зоологическим переулком, проспектом Добролюбова, Кронверкским и Большим проспектами. Предусмотреть возможность открытия бульваров до открытия основной части парка.

6. Рассмотреть транспортную связанность по воде.
Рассмотреть водные ресурсы как потенциал для формирования зеленого каркаса и пешеходных связей, которые затруднительно организовать по земле.

7. Уделить значительное внимание разработке предложения набережной.
Разработка предложения набережной и обеспечение связанности парка с набережной являются значимыми моментами при проектировании парковой территории.

8. Оценить влияние парка на транспортные потоки.
На краткосрочный период учесть существующие транспортные потоки. На перспективу предложить комплексную политику по развитию центральной зоны города (например, введение платной парковки). (Примечание: Формирование комплексной транспортной политики центральной части города не является предметом конкурса. Тезис приводится в резолюции с целью отражения выраженного на мероприятии мнения.) Оценить эффект от использования построенного паркинга и его необходимость.

9. Обеспечить ключевую связь парка и метро.
Учесть, что основная часть посетителей приедет в парк на метро. Предложить удобные связи через территорию СК «Юбилейный».

10. Необходимо рассматривать парк как максимально открытое общественное пространство, связанное с окружающими территориями, а не режимный объект.
Определить точки входа в парк, в том числе пересмотреть схему размещения остановок общественного транспорта. Разработать схемы логистики парка, внутренних связей. Предусмотреть возможность распределения транзитных пешеходных потоков и микромобильности с потоками внутри парка.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ УЧЕСТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

1. Учесть ограничения и возможности, накладываемые подземной инфраструктурой.

2. Предложить рациональные с экономической точки зрения решения. Предложить решения, которые будут сопоставимы с экономическими реалиями бюджета города, а также с возможностями эксплуатирующих служб.

3. Заложить адаптивность и гибкость к возможным будущим изменениям.

ИДЕИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

Парк будут реализовывать различные субъекты, и успех проекта во многом зависит
от выстраивания коммуникации между ними; здесь требуется не только развитие проектных предложений, но и формирование общих ценностных позиций. Есть необходи- мость в коммуникационной платформе.

Создание такой коммуникационной платформы — одно из условий успешности данно- го проекта и последующих городских проектов.

С учетом того, что сегодня мы смотрим на парк как на демонстрационную площадку лучшей практики Санкт-Петербурга, было высказано предложение о выстраивании связей с научным сообществом города.